Сменные аккумуляторы — кому это выгодно?
Пока Tesla раздумывает, как бы встроить батарею прямо в корпус электромобиля, китайцы энергично подхватили предложенную командой NIO идею о заменяемых аккумуляторах.
Китайская компания NIO первая в мире предложила продавать электромобили вообще без аккумулятора, а аккумуляторы сдавать автомобилистам в аренду. Одним из главных преимуществ этой схемы китайцы считают возможность не заряжать опустевшую батарею, а заменить ее на полную.
Компанией создана и активно развивается сеть пунктов автоматической замены. За три года такие станции появились почти в шестидесяти городах Китая, общее количество их составило 130 штук. Всего за три минуты робот, находящийся в смотровой яме, вынимает разряженный аккумулятор и ставит вместо него другой, полностью заряженный. Судя по тому, что на счету NIO уже больше миллиона таких замен, услуга пришлась по душе водителям.
Эстафету подхватила компания Geely, объявив, что планирует за пять лет построить в Китае и в странах Юго-Восточной Азии пять тысяч станций по замене батарей. В середине октября была продемонстрирована первая автоматическая станция Geely, которая заменяет аккумулятор за полторы минуты — в два раза быстрее, чем NIO. А дело в том, что здесь работают сразу два робота: первый снимает разряженный аккумулятор, второй тут же ставит заряженный на освободившееся место.
Но быстрее всех сегодня заменяет батареи открытая в сентябре станция фирмы Changan New Energy (CNE) — всего за полминуты.
Кроме того, CNE ставит своей целью постепенно унифицировать сменные аккумуляторы. И это вполне достижимо, учитывая трудолюбие и целеустремленность китайцев, а также и то, что среди партнеров компании имеется такой гигант, как CATL. Руководство CNE уже заявило, что на их пунктах замены батарей будут обслуживаться электромобили семи китайских производителей, в т.ч. BAIC, GAC, SAIC.
Конкуренция в этой сфере способствует созданию новых услуг для автомобилистов. Но аналитики в один голос заявляют, что замена аккумуляторов сегодня не выгодна для производителей, они рассчитывают только на поддержку государства. В этом году китайские власти уже ввели субсидии для электромобилей с заменяемыми батареями, ожидается, что помощь окажут и операторам станций по замене аккумуляторов.