Литий подорожал на 300%
Мы уже привыкли думать, что стоимость электромобилей со временем будет все больше снижаться, так как подешевеет их основной элемент — тяговая батарея. Это должно произойти благодаря увеличению объемов производства и внедрению новых технологий. Но неожиданно производители оказались перед необходимостью увеличить цены.
Дело в том, что литий, необходимый для изготовления наиболее востребованных сегодня литий-ионных батарей, выпал в дефицит, а цена на него поднялась почти до 30 тыс. долларов за тонну — это на 300% больше, чем в прошлом году.
Аналитики видят причину кризиса в слишком быстром росте спроса. За семь месяцев текущего года продажи электромобилей в мире увеличились на 150% — уже продано более трех миллионов экземпляров. При чем почти половина этого количества приходится на Китай (около 1,4 млн). По прогнозам до конца года будет продано не менее 5,7 млн машин на электротяге.
«Гигафабрики», выпускающие аккумуляторы для электрокаров, поначалу справлялись с запросами автопроизводителей. Но растущий потребительский спрос заставляет наращивать объемы производства, и вот уже поставщики сырья не успевают добывать его в достаточном количестве. Стоимость сырья растет, а с ней и стоимость аккумуляторов.
Для производства тяговых батарей чаще всего используют карбонат или гидроксид лития. Они подорожали в первую очередь, а следом стала расти цена и других материалов. Например, стоимость сульфата никеля в КНР увеличилась за год на 30 процентов, а гидроксид кобальта подорожал больше чем на 80.
В сложившейся ситуации аналитики предсказывают рост цен на аккумуляторы, катоды которых изготовлены из никеля, кобальта и марганца, в среднем на десять долларов за кВт‧ч. Расчеты производились на основе информации о китайском рынке, но скорее всего в Японии и Южной Корее производители также поднимут цены на свою продукцию. А так как аккумуляторная батарея является самой дорогостоящей частью автомобиля, увеличение ее стоимости скорее всего повлияет и на конечную стоимость электрифицированных авто.