Toyota: ставка на фтор
Почему электромобили до сих пор не вытеснили своих «старших братьев» с неэкологичными ДВС из сердец и гаражей автолюбителей? Одной из причин является противоречие между стоимостью и эффективностью литиево-ионных аккумуляторов (ЛИА), которые остаются главной движущей силой «зеленых» машин. Над решением этой головоломки много лет ломают головы ученые во всем мире. Вносят свою лепту и автомобилестроительные предприятия. Вот, Toyota, к примеру, своими силами разрабатывает аккумуляторы, способные обеспечить электрокару запас хода в тысячу км.
Специалисты корпорации совместно с учеными Университета Киото ведут работу по созданию оригинальных фторид-ионных батарей (FIB). Разработчики обещают, что плотность хранения энергии в этих батареях будет в семь раз больше, чем в современных ЛИА.
Отличительной особенностью новых аккумуляторов будут материалы, из которых изготовлены электроды: анод состоит из соединений фтора, меди и кобальта, а в роли катода выступает лантан. Чтобы обеспечить большую безопасность, исследователи решили применить твердотельный электролит.
Ранее FIB уже демонстрировали свои уникальные качества — но только при очень высоких температурах электролита. Сегодня японские исследователи заявляют, что их технологии позволяют эффективно использовать такие батареи даже при комнатной температуре электролита. Правда, пока не известно, будет ли новинка так же хорошо работать, если температура опустится ниже нуля.
Кроме того, путь от прототипа до массового производства батареи может занять годы. ЛИА на это потребовалось более пяти лет. Специалисты считают, что серийные фторид-ионные аккумуляторы мы увидим в лучшем случае в 2030-х. А тем временем конкуренты также продолжают свою работу, и никто не знает, где появятся первые недорогие и эффективные батареи для электромобилей — в Японии, Южной Корее, КНР или США…