За металлами для аккумуляторов — на дно океана
По подсчетам аналитиков, в конце 2020г. по дорогам нашей планеты ездили 6 млн электромобилей, а к 2035-му их число возрастет до 140 млн. Это существенно увеличит спрос на редкоземельные металлы (РЗМ), используемые в производстве аккумуляторов.
На самом деле общее количество таких металлов не так уж мало, но они так разбросаны по планете, что очень трудно найти место, где их концентрация позволяет вести промышленную добычу. Больше всего РЗМ находится на территории Китая: от 80 до 95% разных элементов. Но рост потребления на внутреннем рынке вынуждает китайцев сокращать экспорт РЗМ. Производители других стран этим очень обеспокоены и лихорадочно ищут альтернативные источники.
Одним из наиболее перспективных месторождений является морское дно, где в огромном количестве формируются конкреции — минеральные образования в виде шариков размером от нескольких миллиметров до нескольких дециметров, встречались экземпляры диаметром более метра. Конкреции образуются вокруг так называемых затравок, в роли которых могут выступать частицы органики или скопления определенных минералов. Они притягивают и вбирают в себя различные элементы из окружающей среды. Одни содержат большой процент карбонатов, другие — фосфоритов… Но для промышленности самыми интересными являются кобальтовые и железомарганцевые конкреции. Последние на 60% состоят из железа и марганца, а оставшиеся 40% в них занимают разные металлы, в т.ч. и редкоземельные. Общемировой запас их оценивается в 75 млрд тонн.
В России конкреции есть, например, на дне Финского залива. В их составе имеются никель и кобальт. К тому же нам принадлежат 75 тыс. кв. км в конкрециеносной провинции Кларион-Клиппертон в Тихом океане. По прогнозам, количество железомарганцевых образований на этом участке может достигать 600 млн тонн.
В настоящее еще не существует таких технологий и оборудования, чтобы в промышленных объемах добывать конкреции на глубине в три-пять километров, но они активно разрабатываются. И экологи уже выступают против такой добычи, утверждая, что она непоправимо нарушит экосистему океана. Что странно, к «зеленым» присоединяются и автопроизводители: BMW, Volvo, Samsung и Google в марте подписали мораторий на глубоководную добычу элементов, применяемых для аккумуляторов — при том, что все эти компании активно участвуют в создании электромобилей.