Железо-фосфатные батареи завоевывают рынок
Не так давно на рынке появились литий-ионные батареи, катоды которых имеют в своем составе фосфат железа, (LFP). В этих батареях плотность энергии ниже, чем у их предшественников — аккумуляторов с катодами, содержащими никель, кобальт и алюминий (NCA) либо никель, кобальт и марганец (NСM). Зато LFP-батареи значительно дешевле и к тому же обходятся без кобальта. Кроме того, в числе их достоинств компания Tesla называет более длительный срок службы (хотя это пока не достоверно). Поэтому такие батареи будут применяться в обещанных г-ном Маском общедоступных электромобилях, стоимость которых заявлена в пределах 25 тыс. дол. Они должны выйти в массовое производство через три года.
Но специалисты обращают внимание на еще один недостаток LFP-аккумуляторов — их низкую морозоустойчивость. Они теряют работоспособность уже при -20 °C, тогда как батареи с катодами NCA и NMC способны продержаться до минус 30. Конечно, можно повысить температуру батареи за счет ее собственной энергии, но тогда уменьшится запас хода машины.
Впрочем, в более-менее теплых странах литий-железо-фосфатные аккумуляторы постепенно набирают популярность. Ими интересуются, например, Volkswagen и Daimler, которые также планируют начать выпуск недорогих электрических авто.
В настоящий момент батареи LFP производства КНР уже используются в электромобилях Tesla Model 3, которые собирают в Китае. Идут переговоры о поставках аккумуляторов в Европу и даже о возможности организовать производство в одной из европейских стран — в сотрудничестве с китайскими партнерами.