К 2030-м годам большая часть развитых государств собирается отказаться от автомобилей с ДВС или максимально сократить их количество. Что в свою очередь ведет к сокращению потребления в транспортной сфере ископаемого топлива, а в итоге — к окончательному отказу от углеводородов.
Основная движущая сила этого энергетического переворота — батареи электромобилей и технологии, связанные с ними.
Возьмем, к примеру, литий — основной компонент современных аккумуляторов. Его не зря называют «белой нефтью», лет через пять этот металл практически вытеснит настоящую нефть в сфере транспорта.
Одна батарея от Tesla Model S содержит около 65 кг чистого лития. Аналитики посчитали, что к 2023г., когда все крупные производители перейдут на выпуск электрифицированных моделей, им потребуется сто тысяч тонн этого ценного металла. К 2025-му его объем вырастет в два раза. Тогда как в природе (по данным 2019г.) имеется в наличии всего 17 млн тонн.
Таким образом неизбежно возникновение и быстрое развитие рынка вторичной переработки аккумуляторов, вышедших из употребления. Кроме того, специалисты считают, что увеличение спроса на литий приведет к совершенствованию технологий его добычи и обработки.
Современная тяговая батарея в среднем теряет около 5% емкости в год. Когда уровень емкости опускается до 70% от первоначального, батарея уже считается непригодной для дальнейшей эксплуатации в электромобиле. Но ее можно использовать в качестве накопителя энергии, например, для электростанций, работающих от возобновляемых источников (солнечный свет, ветер, вода).
Системы хранения электричества, в том числе собранные из откатавших свое аккумуляторов, будут жизненно необходимы в будущем «безуглеродном» мире. Да и сегодня они уже нашли свое применение — взять хотя бы многомегаваттные накопительные станции в Южной Австралии и Калифорнии. В ближайшем будущем на рынке появятся и хранилища энергии малой емкости — для частного применения.
Использовать такие накопители рентабельно, пока уровень их емкости не упадет до 50%. В общей сложности среднестатистическая литиевая батарея прослужит лет десять, после чего отправится на переработку, чтобы послужить еще и еще.